Основные научные труды связаны с исследованиями по
прикладной газовой динамике, гидромеханике и космической
аэродинамике. Академик, лауреат Сталинской премии,
Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина
и других орденов и медалей.
|
"Не теряйте способности удивляться."
Г. И. Петров
|
Георгий Иванович Петров родился 31 мая (по старому стилю)
1912 года в городе Пинеге Архангельской губернии.
|
С 1930 по 1935 год он учится на механико-математическом
факультете МГУ, а затем начинает работать в лаборатории
ЦАГИ, которой руководит академик С. А. Чаплыгин.
Там Г. И. Петров занимается различными проблемами
аэродинамики и гидродинамики. В 1938 и 1940 годах
он публикует свои знаменитые работы, связанные с применением
метода Галеркина к исследованию устойчивости
гидродинамических течений.
Они стали классикой теории гидродинамической устойчивости,
а использованный в них метод сейчас обычно называют
методом Галеркина-Петрова.
|
В годы Великой Отечественной войны Георгий Иванович работает
в области совершенствования аэродинамических и боевых
характеристик самолетов, которые создавались нашими
авиаконструкторами. Эти исследования нашли практическое
применение в боевых истребителях Як-3 и Ла-5.
В 1944 году он переходит в НИИ-1,
где, работая под научным руководством М. В. Келдыша,
возглавляет отдел, в котором
ведутся исследования проблемы эффективного торможения
сверхзвукового потока во входных диффузорах
воздушно-реактивных двигателей. За цикл исследований,
связанных с этой тематикой, ему в 1949 году была
присуждена Сталинская премия 1-й степени.
|
В 1952 году Г. И. Петров возглавляет проводящиеся
в НИИ-1 исследования теплообмена и тепловой защиты тел,
движущихся в атмосфере с большими сверхзвуковыми
скоростями. Эти работы проводились совместно с сотрудниками
конструкторских бюро С. П. Королева
и С. А. Лавочкина. Под руководством
Г. И. Петрова в НИИ-1 была создана уникальная
экспериментальная база, которая позволила получить данные,
использованные им и его учениками для разработки методов
тепловой защиты первых отечественных спускаемых космических аппаратов.
|
В 1953 году он избирается член-корреспондентом,
а в 1958 - действительным членом АН СССР.
В 1961 году за особые заслуги в развитии ракетной техники,
создании и успешном запуске первого в мире космического
корабля "Восток" с человеком на борту ему было
присвоено звание Героя Социалистического Труда.
|
В 1966 году Г. И. Петров по рекомендации академика
М. В. Келдыша становится первым директором Института
космических исследований АН СССР, в создании которого
Георгий Иванович принимал самое деятельное участие.
Должность директора такого НИИ в те годы была номенклатурной
и назначение на нее беспартийного академика Петрова - факт
беспрецедентный. В этой должности он проработал 8 лет.
При его активном участии были разработаны и реализованы
программы по изучению Луны, Венеры и Марса.
|
Георгий Иванович основал свою научную школу.
Многие его ученики стали докторами наук, членами РАН
и других академий, сами создали свои научные школы.
С 1955 года и до последних дней своей жизни
он возглавлял кафедру аэромеханики и газовой динамики МГУ.
Был основателем и главным редактором новой серии
журнала "Известия АН СССР, Механика жидкости
и газа". Он руководил несколькими научными семинарами.
Был организатором и идейным вдохновителем
зимней школы МГУ по нелинейным задачам теории
гидродинамической устойчивости
НеЗаТеГиУс,
которая продолжает функционировать и сейчас,
уже в статусе международной школы-семинара.
|